История

История и современность Табасаранского района Табасаранцы - один из коренных народов Дагестана. Живут они компактно в юго-восточной части республики в Табасаранском, Хивском, частично в Дербентском районах. На севере их соседями являются даргинцы, на юге – лезгины, на западе – агулы, на востоке – азербайджанцы. В 2009 году Табасаранскому району исполнилось 80 лет. Седьмой Вседагестанский съезд Советов 16 апреля 1929 года внес изменения в Конституцию Дагестана согласно новому районированию. Округа были упразднены. Был образован Табасаранский район с районным центром в с. Бурганкент. В состав района входили аулы нынешних Табасаранского и Хивского районов до 1935 г., т.е. до образования Хивского района. С 1934 г. центром становится селение Хучни. На протяжении длительной истории на территории Табасарана возникали различные политические образования, племенные объединения. С IV в. до н.э. по П-Ш вв. н.э. территория Табасарана входила в Кавказскую Албанию. С ее распадом Табасаран в источниках фигурирует как самостоятельная область, а табасаранцы известны как один из древних и крупных дагестанских народов. Вся история табасаранского народа - это история борьбы против сасанидов, хазар, арабов, татаро-монгол и других иноземных захватчиков за свободу и независимость совместно с народами Дагестана. В XI-XVII веках Табасаранское майсумство было одним из крупных феодальных владений Дагестана. Оно включало в себя не только территорию, населенную табасаранцами, в его состав входили некоторые современные лезгинские и азербайджанские аулы. О могуществе Табасаранского майсумства свидетельствует следующее завещание аварского Андуник нуцала Булач нуцалу, датированное 1485 г.: «В вилаете Дагестан 210 тысяч мужей. Из них 70 тысяч у Табасарана, 3 тысячи у Хайдака, 100 тысяч мужей в войске падишаха аль-Гумики и 20 тысяч войск нуцала Ал-Аварии». В этом документе отражен политический рост табасаранского владения, правитель которого в XV в. мог выставить 70 тысяч вооруженных человек, уступая в этом только шамхалу. Однако в конце XV в. – начале XVI в. Табасаран становится ареной постоянного нападения иноземных захватчиков. В 1487 и 1488 гг. напал шейх Хайдар. Затем последовали походы Сефевидов и их вассалов, а в 1509 г. шах Исмаил совершил поход на Табасаран, пройдя дальше с. Тинит, желая отомстить за смерть своего отца - шейха Хайдара. В 1511-1512 гг. иранцы нанесли еще один удар по Табасарану. В середине XVII в. Табасаран распался на два феодальных владения – майсумство и владения кадия. В северной части Табасарана с центром в сел. Хучни образовалось кадийство, а в южной с центром в сел. Джаррах - майсумство. Кроме феодальных владений, существовали союзы сельских обществ (магалы), известные под названием Девек-Елеми. В 1806 г. кадий и майсум были приняты в подданство России. В связи с административными реформами 60-х годов XIX в. в составе Дагестанской области были образованы округа: северный Табасаран вошел в состав Кайтаго-Табасаранского, а южный – в Кюринский округ. За годы советской власти в табасаранских селах произошли большие перемены. В 1921 году были организованы десятки товариществ по объединению кустарных артелей. Открыты первые начальные школы в селах Ерси, Тинит, Бурганкент. В 1929 г. коллективизированы 142 хозяйства, и к началу весны 1930 года в районе функционировало 42 колхоза. Большой удельный вес в экономике района имело ковроткачество. Ковровые артели действовали в селах Аркит, Хучни, Халаг. В культурной жизни Табасарана большое место занимает создание в 1932 г. национальной письменности Г. Гаджибековым. На основе латинского алфавита составлялись учебники для местных школ. Автором первых учебников был Т. Шалбузов. В ликвидации неграмотности, создании школ в районе большую роль сыграли Кахриманов Гаджитагир, Асланов Рамазан, Гасанов Раджаб, Мусаев Кафур, Гюлов Урудж, Айдемиров Гасанбек и другие. В 1932 г. организована газета для табасаран в Бурганкенте, которая получила название «Уьру Табасаран» («Красный Табасаран»). Она была органом Табасаранского райкома партии. В начале 1940 года в районе действовало 17 клубов, 18 изб-читален, 45 школ. К этому времени функционировала только одна средняя школа, 8 неполных средних школ и 36 начальных. В 1941 году, когда фашистская Германия напала на нашу страну, более 3500 табасаранцев вместе с остальными народами героически защищали Родину. Многие земляки за мужество и героизм, проявленные в боях с врагами Отчизны, награждены орденами и медалями Советского Союза. Среди них Курбанов Курбан, Исаев Али, Саидалиев Байран и многие другие. На строительстве оборонительных линий на территории Дагестана около 2 тысяч табасаранцев принимали самое активное участие. Среди них Муслимат Алибекова, Аминат Курбанова, Фатимат Пирачева и другие. Сегодня Табасаранский район – один из крупнейших районов Республики Дагестан с населением более 50 тыс. человек. 74 населенных пункта и 23 сельские администрации. Площадь – 801 кв. км. Пашня – 8 тыс. га, сенокосных угодий – 3,481 га. Дети, школьники и молодежь составляют более половины населения. Трудоспособное население – 26 тыс. человек, из которых заняты производством только 5800 человек. Ежегодный прирост составляет 1050–1150 человек. Это самый высокий показатель в Российской Федерации. Район интернациональный, здесь проживают в мире и согласии представители 10 народностей. До 1990 года экономика и социальная сфера развивались динамично. Главными отраслями сельскохозяйственного производства являлись виноградарство, садоводство, животноводство, овощеводство и зерноводство. В 10 крупных специализированных совхозах в год производилось до 20 тысяч тонн винограда, который перерабатывался на 4 винзаводах. Только в ковровом производстве занято до 6 тысяч женщин. Ковроделие было бюджетообразующей отраслью района. Однако в период реформ в 90-е годы все достижения сошли на нет. Экономика оказалась в тяжелом кризисном положении. Ковровые предприятия, АО «Завод резисторов», АО «Консервный завод» и винзаводы прекратили выпуск продукции. Крупные сельскохозяйственные предприятия были раздроблены на мелкие, а потом и вовсе перестали существовать. В результате 98% бюджета было сориентировано на дотации из бюджета республики. В таких условиях районная администрация разработала целый комплекс программ, направленных на выход района из кризисного состояния. Это программа экономического и социального развития района на 2004 - 2010 годы и отраслевые программы «Дорожное строительство», «Газификация», «Сельское хозяйство», «Занятость населения», «Социальная защита населения», «Родник», «Развитие образования и культуры». Учитывая особую значимость ковроделия в жизни района, которое является не только производством, но и историей и культурой народа, администрация и районное Собрание приняли экстренные меры по возрождению отрасли. В Федеральную инвестиционную программу страны удалось включить пункт - развитие предприятий Табасаранского района. В рамках программы «Родник» сданы в эксплуатацию водопроводы для снабжения водой 26 населенных пунктов общей протяженностью более 55 км. Решена проблема водоснабжения самого большого населенного пункта – с.Сиртич. На 2009 - 2010 год поставлена грандиозная задача решить проблему воды в населенных пунктах Хараг, Кужник, Улуз, Пилиг, Цантиль, Ругудж, Ханаг, Хурик и Хучни; общая протяженность водопровода – 22 км. В рамках программы «Газификация» фактически на 85% район уже газифицирован. По программе «Дорожное строительство» построены и сданы автомобильные дороги до населенных пунктов Сика, Афна, Гувлиг, Сертиль, произведен ремонт автодороги Хучни - Сиртич, построены мосты при въезде в районный центр и на дороге, ведущей в села Чурдаф, Курек, Урзиг. Администрация района занимается строительством асфальтированных дорог Хучни - Сиртич, Дарваг - Хучни, Хучни - Тураг - Хив, Хучни - Ханагский водопад. Дальнейшее развитие агропромышленного сектора района немыслимо без возрождения на новом качественном уровне виноградарства и плодоводства. Предусмотрена закладка новых садов на площади 2100 га, виноградников - на 3000 га. В 2005 - 2007 гг. посажены сады на 1490 га, виноград - на 1565 га. Запланирована закупка племенного скота для увеличения надоев молока в 2 раза, а для переработки молока намечено построить цех в с.Хучни. Социальную сферу представляют 63 общеобразовательные школы, в которых обучаются 13000 детей, их обучением и воспитанием заняты более 2 тыс. педагогов. В районе функционирует 29 детских садов, в которых воспитываются более 1200 детей. Администрация района, принимая программу развития образования, поставила перед собой задачу – укрепить материальную базу школ, найти средства для приобретения мебели, учебно-наглядных пособий и технических средств обучения. За последние годы были сданы в эксплуатацию школы в селениях Дарваг, Ханаг, Ханак, Сиртич, Хучни, Кюряг, Татиль, а также пристройки к школам в Ушнюге, Фиргиле, Кужнике, Ягдыге, построен детский оздоровительный центр. В рамках нацпроекта «Образование» 5 средних школ получили автобусы, 10 предметных кабинетов, 63 компьютера, а классные руководители получают денежное вознаграждение. За 2006/2007 учебный год три школы выиграли конкурс «Лучшая школа года» и получили по 1 млн руб. 10 учителей получили по 100 тыс. руб., победив в номинации «Лучший учитель года». Организовано питание детей 1-4-х классов. В районе более 50 ФАПов, центральная районная больница на 200 коек и две участковые больницы, 9 врачебных амбулаторий. На службе охраны здоровья населения занято около полутора тысяч врачей и среднего медицинского персонала. В 2007 г. сдана в эксплуатацию новая двухэтажная поликлиника с современным оборудованием. Для сохранения и развития национальных традиций работают 43 клубных учреждения и 41 библиотека. В культурной жизни района большую роль играет вокально-инструментальный ансамбль «Табасаран», установлен полный комплекс для качественной трансляции Первого канала. С первого мая 2001 года издается районная газета «Голос Табасарана» после перевода в столицу республики республиканской газеты «Зори Табасарана». Реставрирована крепость семи братьев и сестры. Стало доброй традицией в районе проводить фестивали песни и музыки «Мелодии Рубаса». Открыт муниципальный музей, но самым заметным событием в культурной жизни района стало открытие в 2001г. государственного табасаранского театра в г. Дербенте. Из-за привлекательности местного ландшафта и природной красоты Табасаран называют дагестанской Швейцарией. Табасаранские природные памятники - это уникальные, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы. К ним относятся Дюрк, Ханагский водопад. Кужникский природный мост представляет собой арочное сооружение над ущельем, имеет ширину около 6 м, длину - более 60 м, высоту около 50 м. Мост считается священным местом. Для организации отдыха многочисленных паломников, прибывающих сюда, администрация района намерена построить туристический лагерь близ уникального моста. В последние годы установлен принципиально новый подход администрации к решению проблем: «Все проблемы рассматривать в едином комплексе согласно реальным финансовым возможностям. Не принимать решения, не обеспеченные финансовыми ресурсами». Все это дало положительные результаты, наметился рост производства продукции. Наиболее перспективными предприятиями промышленности являются ООО «Кирпичный завод» в с.Сиртич, ООО «Кирпичный завод» в с. Гурик, ООО «Агропродукт» в с.Дюбек, каменный карьер «Дружба» в с.Марата, ООО «Каменный карьер «Суфидаг» в с.Ничрас. Намечено восстановление ОАО «Табасаранский консервный завод» в с.Н.Лидже, а также строительство хлебобулочного цеха в с.Хучни. Удельный вес собственных доходов района составляет более 3%. Учитывая, что половина населения района молодежь, администрация проводит перспективную молодежную политику, открывая новые рабочие места, создавая условия для реализации энергии и способности молодежи. Весьма большое внимание уделяется развитию физической культуры и спорта. Самым знаменательным событием в спортивной жизни района стала международная встреча по вольной борьбе в июне 2002 г. в спортивном комплексе имени М.Калукского в с.Хучни. Табасаранская команда по волейболу заняла второе место в чемпионате Дагестана в 2007 г. Б. Абасов - чемпион Европы по ушу-саньда, а его брат Н. Абасов - чемпион мира. И. Исмаилов - мастер спорта ФМЖД по русским шашкам. /br>

 

Русско-табасаранские связи и присоединение Табасарана к России

России Связи дагестанских горцев с русским народом уходят вглубь веков. Они усилились с образованием русского централизованного государства. Русские цари, заинтересованные в усилении своего влияния в Дагестане, с целью привлечения дагестанских владетелей на свою сторону посылали своих представителей. Русские источники XVI в. часто упоминают о Табасаране, что также свидетельствуют о связях с Россией.
В 1593 году князь Ф.И. Троекуров из Астрахани сообщает царю Федору Ивановичу со слов «Гилянского гонца Неамета»: «Да шахова же де большого воеводы Бюрханов сын ходил к Шемахе, а с ним людей тысячи с три, и взял под Дербенью деревню». Далее сообщается «об уходе его в Табасаран, где он собирает силы для выступления против паши». Следует полагать, что Табасаран находился в союзе с Россией против турок. В противном случае вряд ли Троекуров мог бы собрать силы в Табасаране.
Со второй половины XVI в., с распадом майсумства на отдельные владения в 1593г., русские источники упоминают о князе Кадит Зихраров сыне. В последующем упоминания о Табасаране в русских источниках становятся частыми. Послы табасаранских правителей - майсума и кадия неоднократно побывали в Москве с прошением о принятии под покровительство России. Об этом свидетельствует письмо табасаранского кадия Рустама, в котором говорится, что его «прадеды, деды и отцы душевно служили русским государям».
В рукописи, обнаруженной арабистом Садыки Г.М. говорится о том, что в 1010г. (1601г.) представитель табасаранского майсума побывал в Москве у царя Бориса Годунова (1598 -1605гг.) с просьбой о принятии под покровительство России. В 1602г. с аналогичной просьбой к русскому государю обратился сын шамхала Андия Атай, а в 1603 г. в Москву прибыли послы сыновей шамхала Сурхая и Султа-Мута Ибреим и др.
В конце XVII – начале XVIII вв. отношения между Ираном, Турцией и Россией из-за влияния на Восточном Кавказе обострились. В такой обстановке правители Табасарана проводили политику лавирования между этими странами.
Взаимоотношения Табасарана с Россией в XVIII в., со времени похода Петра 1 на побережье Каспийского моря в 1722 -1723гг, расширились.
Как известно, Россия стремилась обезопасить свои южные границы, расширить торговые пути, а горцы Дагестана ждали от России помощи в освободительной борьбе. В свою очередь Турция отводила важную роль Дагестану в борьбе с Россией.
Шахский Иран, хотя и переживал глубокий экономический кризис, сохранил свое влияние на население приморского и южного Дагестана.
Однако политика увеличения податей, произвол и насилие персидских и местных властей вызывали законный протест народных масс. В борьбе против персов, возглавляемой Хаджи-Даудом и Сурхай- ханом, участвовали и табасараны.
Недовольство политикой шахов и открытые выступления народных масс, а также экономические и политические интересы России на Кавказе, в частности в Дагестане, все это ускорило начало похода.
Летом 1722г. Петр I совершил Каспийский поход. 23 августа русские войска без боя вступили в Дербент. Его взятие имело для России большое значение.
В последних числах августа русские войска во главе с Петром I подошли к реке Рубас и в непосредственной близости от Табасарана заложили крепость, рассчитанную на гарнизон в 600 человек. Власть Петра I была признана почти всеми жителями Табасарана. Петр I поставил в известность сенат о том, что «… в сих краях твердою ногою встали».
Вскоре после вступления в Дербент, табасаранский владетель Рустам- кади обратился к Петру I c просьбой оказать помощь в борьбе с уцмием Кайтагским, Сурхаем Казикумухским и Дауд-Хаджи Мюшкюрским. Указанные феодальные правители нападали на владения Рустам – кади в отместку за то, что он не принимал участие в военных предприятиях против русских войск.
За отказ выступить против Русских войск, - сообщал Рустам – кади, Хаджи - Дауд «причинил мне и моему народу бедствия, разрушил мою столицу Хучни». Табасаранский владетель писал Петру I: «Я со своей стороны с моими подданными готов оказать русским всякую помощь и поддержку». Петр I, который, в ходе персидского похода, стремился склонить на свою сторону владетелей Дагестана, в том числе Табасарана, решил оказать Рустам- кади помощь. Об этом свидетельствует грамота Петра I от 1 сентября 1722г. на имя Рустам- кади, в которой русский царь обещал помощь войскам, «которые близ здешних краев обретаться будут».
В 1722г. Табасаран был принят в подданство России. Табасаран, как и некоторые части южного и приморского Дагестана, с 1722 по 1735 годы находился в сфере России. Табасаранские владетели майсум и кадий были подчинены русскому коменданту в Дербенте. Как сообщает И.Г. Гербер, табасараны «податей никаких русскому царю не платят, а повинны оные по требованию воинскую службу, отправлять». О поддержке владельцев Табасарана Россией свидетельствует и следующее. За преданность русскому престолу табасаранскому владетелю майсуму было определено жалованье 200 руб. в год. В 1728 году владетелям Майсум-беку и кадию Рустам – беку было выдано из царской казны 400 руб. За оказание услуги с 1723 – по 1728 годы писарь табасаранского майсума также неоднократно получал деньги от царских властей.
Присоединение Табасарана, как и всего побережья Дагестана, к России имело важное значение для хозяйственного и культурного развития края.
С середины 30 –х годов XVIII века, в связи с завоевательными походами Надир – шаха, русско-дагестанские отношения были ослаблены, хотя в ходе борьбы с иранскими завоевателями отдельные дагестанские владетели и союзы сельских обществ обращались к Москве с просьбой принять их в Российское подданство.
Историческое развитие дагестанских народов, в том числе и табасаран, в последней четверти XVIII - нач.XIX в. характеризуется дальнейшим укреплением и расширением многогранных и многовековых связей с Россией.
В этот период обостряются противоречия между Россией, Ираном и Турцией из-за сферы влияния на Кавказе, а также усиливаются феодальные междуусобные войны.
Используя противоречия между владетелями Дагестана, Фатали – хан Кубинский привлек на свою сторону шамхала, уцмия и кадия Табасарана и при их поддержке занял Дербент.
Боясь усиления Кубинского ханства, в 1774 г. Нуцал-хан, собрав большое войско, выступил против Фатали-хана. Но последнему удалось собрать многочисленный отряд, разбить Нуцал-хана и убить его во время переговоров. Это событие не только встревожило дагестанских владетелей, но и привело к созданию антикубинской коалиции. Более того, в 1774г. между объединенными силами дагестанских владетелей и Фатали – ханом произошло сражение, где последний был разбит.
В создавшейся обстановке Фатали-хан обратился к России с просьбой оказать ему помощь.
Весной 1775г. отряд русских войск во главе с майором Криднером совместно с Фатали-ханом направился в Кайтаг и Табасаран. Русские войска и отряд Фатали-хана нанесли ряд ударов табасаранам. Вместе с тем русское правительство поручило майору Криднеру примирить кубинского хана с дагестанским владетелями, в том числе Табасарана. После этого Рустам – кадий Табасаранский вместе с уцмием Кайтага «присягнул и на верное подданство России и представили в Дербент аманатов».
Кавказскому командованию удалось дважды (первый раз 24 марта, второй – в апреле 1776 года) провести в селении Дарбах сборы, в которых участвовали Фатали-хан Кубинский, шамхал Тарковский Муртазали, бойнакский владетель Бамат, уцмий Кайтага Амир – Гамза, Табасаранский Рустам- кади, казикумухский Магомед – хан и другие. Кадий Табасарана Рустам и правитель Кайтага обязались «дербентского и кубинского хана оставить спокойно означенными ему подлежащими владениями владеть и никакой обиды его поданным, ровно и ему не чинить…».
Но вскоре между Фатали-ханом Кубинским и дагестанскими владетелями разгорелась борьба, в ходе которой он добился утверждения майсумом Табасарана своего ставленника Магомед- Гусейн – бека. Все это привело к образованию новой антикубинской коалиции во главе с Магомед-ханом казикумухским.
Султанская Турция, шахский Иран резко отрицательно относились к росту влияния России в Дагестане.
В конце XVIII в. над Кавказом нависла угроза иранского нашествия. К власти пришел Ага- Мухамед – хан Каджар, который требовал покорности от дагестанских владетелей. Последние отвергли требование Ага – Мухамед-хана и обратились за помощью к России. Русское правительство снарядило на Кавказ ряд экспедиций. Дагестанским владетелям было предложено собрать «милицию» и вместо с русскими войсками организовать общую оборону против персов, на что табасаранский кадий вместе с шамхалом и уцмием изъявил готовность исполнить указания главнокомандующего. Командующему русскими войсками ген.-майору Савельеву было дано указание, чтобы для необходимых расходов на содержание войск, выдать кадию табасаранскому 500 руб. «Из числа других владельцев, - писал П. Зубов, - Табасаранский Рустам не только оказал явно преданность свою России, но и лично находился при нашем отряде».
В 1797 г. кадий Табасаранский обратился к русскому правительству с просьбой о принятии в подданство.
1799 г. особой грамотой Павла I кадий Табасаранский был принят в подданство России. Рустам кадию был пожалован чин 4 кл. «за ревность его и всегдашнюю к службе здешнего двора готовность производится по 1500 /руб./ в год жалованья». Летом 1801 г. к Александру I c прошением о принятии в подданство обратились Рази-бек Табасаранский, Сограб-бек и брат его Махмуд - бек.
«По особой преданности и усердию моему, - писал Сограб – бек, несколько уже лет изыскивал я удобное время, в которое б мог посвятить себя в число служителей высокословной империи Всероссийской», а теперь, как и другие владетели, вступившие в подданство России» и желаю… состоять в высоком подданстве е.в.».
Посланники владетелей Табасарана Сограб-бека и Махмуд –бека и другие были приняты с почтениями и пожалованы ценными подарками (парча, сукно, атлас и денежное вознаграждение в 3680 руб.) И в дальнейшем Россия разными подарками склоняла табасаранских владетелей на свою сторону. Росла тяга народных масс к России. Табасаранские селения просили о принятии в подданство. В ответ на неоднократные обращения феодальных владетелей Дагестана и Азербайджана им было предложено прибыть в Георгиевск для обсуждения условий союза. В переговорах, начавшихся в сентябре 1802г., приняли участие посланники табасаранских правителей: Рустам – кадия, Мухамед – бека, Сограб-бека, майсумов Нурмагомед – бека и Махмута – Мусы – Загира.
В присутствии князя Цицинова 26 декабря переговоры закончились подписанием Георгиевского договора, согласно которому владетели Дагестана и Азербайджана обязались оставаться «спокойными и в своих владениях» и в случае нападения иноземных захватчиков оказать друг другу «посильную помощь своими войсками».
В начале XIX в. международная обстановка на Кавказе вновь обострилась. Начались русско- персидская (1804-1813) и русско-турецкая (1806-1812) войны.
Иран и Турция склоняли дагестанских правителей на свою сторону. Но горцы Дагестана, за исключением Ших-Али-хана Дербентского и Сурхай-хана Казикумухского, не поддались агитации Ирана и Турции. Табасараны отказались помогать Ших-Али-хану.
21 июля 1806г. русские войска вошли в Дербент. Уцмий, кадий, майсум и другие феодалы вышли навстречу русским войскам и дали клятву на верность России. Тогда же они были приняты в подданство России.
Генерал Булгаков просит графа Гудовича наградить табасаранских владельцев и уцмия чинами и монаршими милостями по примеру шамхала Тарковского.
О дружеских отношениях дагестанских, в том числе табасаранских владетелей с Россией, свидетельствует и следующий документ: «Владельцы дагестанские бывали всегда независимы от Персии и независимо каждый управлял своим владением, состоя с давних времен под покровительством и подданством России – Дербент, Тарку, владельцы каракайтагские, табасаранские, аварские и другие суть неоспоримые тому доказательства.»
«Шамхал Тарковский, уцмий Каракайтагский, кадий Табасаранский и др., - писал Ших-Али первому министру Ирана Мирза- Шефи, - изменили богу и шаху», - они «усердны и соединены с русскими».
Итак, к концу XVIII века Табасаран полностью находился в сфере влияния России, а к 1806 году фактически был присоединен к ней. Гюлистанский договор 1813г. окончательно закрепил присоединение Табасарана, как и всего Дагестана, к России. Независимо от целей и намерений царизма присоединение к России имело объективно историческое, прогрессивное значение. Оно, вопреки национально-колониальной политике царизма, привело к положительным изменениям в общественно-экономической и культурной жизни табасаран.
Экономическое сближение с Россией ускорило общественно-экономическое развитие Табасарана, вовлекло его население в сферу социально-экономической жизни единого централизованного Русского государства. В связи с этим появилась возможность заимствовать технические достижения и производственный опыт более развитой России. Оно создало также условия жизни для ликвидации феодальных междоусобных войн, что положительно сказалось на ходе социально-экономического развития.
При оценке значения этого акта следует иметь в виду стремление правящего класса России использовать для развивающейся промышленности богатства края, что в свою очередь способствовало развитию производственных сил этого края.
Наряду с прогрессивными моментами присоединения к России следует отметить отрицательные его стороны: усиление гнета трудящихся масс.
В первой половине XIX в. табасараны вели борьбу за свою свободу и независимость против колониального гнета царизма.
Табасаран по-прежнему разделялся на владения, которыми управляли майсум и кадий. Независимыми считались магалы: Чуркул, Хираг, Харагшилли, Суак, Нитрит, Дирче и др.
Царские власти вмешивались в управление владениями Табасарана. Так, в 1815г. генерал Хатунцев арестовал табасаранского кадия. Управление Табасараном Ермоловым было возложено на дербентского коменданта. Через некоторое время управление Табасараном снова было возложено на кадия и майсума. Царские власти в звании майсума утвердили Кирхляр-кули - бека и предоставили ему полную власть над подвластными жителями.
В 1825г. Кирхляр-кули - бек был лишен звания майсума и владения и выслан в Астрахань, а деревни принадлежащие ему были отданы Ибрагим-беку Карчагскому. После окончания русско-персидской войны Кирхляр-кули-бек был освобожден и вернулся из Астрахани. В 1829 г. он снова выступил против царских войск. Его разбили, и он вторично был отправлен в Астрахань, где и умер.
После Кирхляр-кули-бека южным Табасараном управляли беки из рода майсумов, в том числе полковник Ибрагим- бек. До 1840г. северный и южный Табасаран входили в состав Дербентской провинции, а 1840 г. была создана Каспийская область, в состав которой вошел и Дербентский уезд.
Царизм привлекал на свою сторону ханов и беков разными методами. В то же время колониальный гнет и произвол феодалов разоряли крестьянские хозяйства. Майсум, кадий, пользуясь покровительсвом царских властей, взимали с крестьян подати и повинности. На крестьянах лежали дорожная, квартирная и другие повинности. Царские власти жестоко подавляли выступления и узденей. Усилению борьбы жителей Табасарана против царизма и местных угнетателей способствовало пребывание здесь М. Ярагского. В Табасаране М. Ярагский с успехом проповедовал мюридизм. Он жил в аулах Кюряг, Дюбек, Ерси и др.
В 1829 г. раяты некоторых селений выступили против беков Мустафа-кадия и Кирхляр- Кули Табасаранского, ограбили дом, убили родственников. В 1830г. жители сел. Джугдил прогнали чиновника, посланного к ним для переписи, затем решили расправиться с беком Касым, который обращался жестоко с крестьянами.
В 1831г. полковник Миклашевский и табасаранский владетель Ибрагим-бек разрушили до основания сел. Чалак (Чвалакк).
В табасаранских аулах развернулось антиколониальное движение. Этому способствовал успех восставших горцев Дагестана. «Табасаран, Кайтаг, Терекеме и все тамошние дагестанские народы ждут тебя, иди же с нами на газават», - писали жители Табасарана и Кайтага Газимагомеду.
Летом 1831г. Газимагомед вторгся в южный Дагестан и кроме южного Табасарана, ос тальные владения присоединились к нему. Как сказано в архивном документе «искры мятежа, раздуваемые Гази-муллой, вспыхнули пламенем в вольном Табасаране».
Учитывая, что восставший Табасаран представляет серьезную угрозу, царское командование приняло все меры для подавления движения. Прибывший из Тифлиса в Дагестан генерал – адъютант Панкратьев обратился к жителям Табасарана с требованием покорения, но восставшие продолжали упорствовать. Тогда командование царских войск направило в Табасаран две экспедиции: одну для наказания восставших жителей майсумства и кадийства, а другую для подавления восстания в нагорной части.
Восставшие жители потерпели поражение. Количество убитых и раненых горцев составило 200 человек. После этого войска и вооруженные лица Ибрагим-бека Карчагского двинулись в нагорный Табасаран. Во главе экспедиции стоял полковник Миклашевский, который «промчался грозой по Табасарану». Он сжег 9 селений, заставил присягнуть старейшин. Его экспедиция продолжалась 15 дней. Табасараны называли его «караполковником», т.е. черным полковником. 25 июля 1831 года отряд Миклашевского двинулся к месту Гербе-Куран и к сел. Сика, чтобы возвратиться в сел. Карчаг, через южные аулы Юхари-Ярак, Межгюль, Заза, Зизик. На дороге у высоты Каркул состоялось сражение между восставшими горцами и войсками Миклашевского. Восставшие упорно защищались, но были вынуждены отступить в «неприступные места Суакского магала, увлекая за собой имущество свое и семейства». Потери горцев составили убитыми и ранеными до 150 человек.
Несмотря на жестокие меры, принятые царскими войсками, борьба табасаран не прекращалась. В начале октября 1831 года царские войска двинулись на Табасаран тремя колоннами. Первая колонна под командованием полковника Дадиани, состоявшая из 6 рот Эриванского полка, 4 горных единорогов (орудий), третьего конно-мусульманского полка, двинулась к селению Хучни. Вторая колонна под командованием полковника Миклашевского, состоявшая из двух батальонов 42 егерского полка и одного батальона Кюринского пехотного полка с двумя орудиями и двумя горными единорогами, с первым и вторым мусульманскими полками, направилась на село Дювек. Третья колонна двинулась к Маджалису, чтобы «препятствовать каракайтагцам и башлинцам подать руку помощи вольным табасаранам». Генерал – адъютант Панкратьев в прокламации от 6 октября 1831 года потребовал от жителей Табасарана и Кайтага покориться. В нем говорилось, что он приказал уничтожить Дювек, называя село «гнездом разбойников». И действительно, после ожесточенных сражений русские овладели сел. Дювек и разрушили его до основания.
В течение 1835-39гг. в Табасаране продолжались восстания против политики царизма и местных правителей.
«В 1838 году Верхний Табасаран и Каракайтаг, - говорится в документе, - были в открытом неповиновении, как и остальные части Дагестана».
В документах подчеркивается сомнение преданности России вольного и верхнего Табасарана. В этой борьбе местные владетели часто становились на сторону царизма. Антиколониальная борьба в Табасаране обострялась под непосредственным влиянием борьбы остальных дагестанских горцев. Наряду с другими частями Дагестана к Шамилю примкнул и Табасаран. В 1843 году в Табасаране вспыхнуло восстание, о котором в официальном документе от 25 ноября 1843 года говорится, что «Табасаран волнуется». Жители Верхнего Табасарана получили от Шамиля письмо с призывом подняться к восстанию. В ответ на это табасараны не только восстали против царских войск, но и решили занять село Рукель и тем самым прекратить сообщение Дербента с Кубой.
В феврале 1844 года Шамиль отправил в Табасаран наибов. Так, он приказал Кибит- Магоме «собрать по мере возможности сильную партию и двинулся вместе с Сокуром в Табасаран».
В марте 1844 года состоялось сражение у села Дювек между жителями Верхнего Табасарана и царскими войсками. Генерал Аргутинский «приказал село Дювек предать пламени и разорить все дома, кроме мечети и двух домов преданных нам людей».
Царское правительство принимало все меры, направленные на обуздание действий поднявшихся на борьбу жителей Табасарана и Кайтага.
Говоря об отношении жителей Табасарана к движению горцев Северо-Восточного Кавказа, следует отметить, что различные слои табасаранского общества к движению горцев относились по-разному. Ставленники царизма всячески старались подавить выступления рядовых жителей против царизма. Так были подавлены выступления жителей ряда обществ северного Табасарана против и царских чиновников. Местная администрация, в лице беков, делала все зависящее от себя, чтобы Табасаран не был охвачен движением. Несмотря на это, подавляющая часть населения Табасарана сочувственно относилась к движению и настоятельно просила Шамиля организовать поход в Табасаран.
Задачу привлечения жителей Табасарана к движению горцев Шамиль возложил на Хаджи- Мурада.
В 1851 году по приказу Шамиля в Табасаран был отправлен Хаджи-Мурад во главе 500 воинов конницы.
В начале июня Хаджи-Мурад был в Табасаране. Он сжег дом управляющего северным Табасараном Исмаил- кадия, станционный дом, дом местного пристава с делами канцелярии, хозяйские постройки царских войск.
Хаджи-Мурад и его мюриды в табасаранских аулах занимались ма был возмущен действиями своего наиба в табасаранских аулах и потребовал вернуть табасаранам украденный скот. Шамиль осуждал Хаджи-Мурада в том, что своими действиями последний убил веру у людей, которые стремились к истинному шариату и говорил, что этот вред гораздо хуже вреда учиненного гяурами.
В 1853 году Шамиль направил жителям Кайтага и Табасарана письмо, призывающее жителей на борьбу против царизма.
Влияние Шамиля среди табасаран все более усиливалось. В документе от 4 апреля 1854 года говорится, что в Табасаране и Кайтаге с 1854 года Шамиль «имеет весьма много приверженцев».
В 1855г. в Табасаране готовилось восстание во главе с муллой Ших-Магомедом из Ханага. Причем Шамиль обещал помочь восставшим. Начальник прикаспийского края генерал-лейтенант князь Орбелиани поручил Минкевичу «водворить в Табасаране порядок силою слова или оружием».
Таким образом, на протяжении ряда лет табасараны вместе с остальными горцами Дагестана вели антиколониальную борьбу, сливавшуюся с антифеодальной.
В 60-х годах XIX в., с проведением административных реформ , Дагестан был объявлен областью, входящей в Кавказский край. Дагестан был разделен на четыре военных отдела. В состав южного военного отдела входили Кайтаго-Табасаранский округ и Кюринское ханство.
Надо отметить, что хотя и образовалась Дагестанская область, но власть феодальных владетелей была сохранена. Вскоре царизм взял курс на ликвидацию ханств.
Правитель северного Табасарана Эльдар-кади-Айди-бек –потомок табасаранских кадиев и владетель южного Табасарана Султан-Ахмед-бек Карахан бек-оглы, происходивший из рода майсумов, были отстранены от власти в 1866г. по специальному указанию наместника Кавказа. Бывшим правителям северного и южного Табасарана было пожаловано по 500 десятин земли и 400 рублей в год пенсии каждому. В Табасаране было введено окружное управление.
В 1866г. Южно-Табасаранское наибство было присоединено к Кюринскому округу.
Северо-Табасаранское наибство входило в Кайтаго-Табасаранский округ.
Сельское общественное управление составляло сход, сельский старшина, сельский кадий сельский суд. Многие вопросы сельские судьи решали по адату и шариату. Крестьянское управление было всецело подчинено царской администрации и выполняло в основном административно –полицейские функции.
Крестьянская реформа 60 –х годов XIX в. совершенно не коснулась раят и феодально-зависимых узденей Табасарана, Кюринского округа. В южном Табасаране 288 хозяйств не имели земли. Житель сел. Кандик Гаджи-хан Магомед-Кутай оглы имел 80 лошадей, 2500 овец, 40 десятин пахотной земли.
Ликвидация ханств ничего не дала крестьянскому классу. Крестьяне были обложены тяжелыми налогами в пользу казны. Результатом явились крестьянские волнения. В 1866г. жители северного Табасарана восстали против гнета царских властей. Для подавления крестьянского выступления в Табасаран был отправлен большой отряд войск во главе с генералом Джимаржидзе в составе двух батальонов пехоты, взвода горной артиллерии. Восстание жестоко было подавлено. Селение Гасик было разрушено до основания, а большинство его жителей перебито. Царские войска потеряли убитыми и ранеными 14 человек, в том числе ранен был сам генерал Джимаржидзе.
Произвол царских властей и местных владетелей послужил основной причиной восстания 1877г., в которой приняли активное участие и табасараны. Восстание в Табасаране началось 23 сентября 1877г. Во главе восставших находились Уммалат – бек, Рустам Кадиев и Аслан - бек. 25 октября Дювек был разрушен и восстание в Табасаране было подавлено. Количество высланных в Россию из Кайтаго-Табасаранского и Кюринского округов составило более 700 человек.
Во второй половине XIX – начале XX вв. происходят изменения в экономическом развитии табасаранских аулов, проникают капиталистические отношения. Наряду с земледелием дальнейшее развитие получили скотоводство, садоводство, огородничество, виноградарство, мареноводство, табаководство.
В 60-80х гг. XIX в. в Кайтаго-Табасаранском округе возникли крупные виноградарческие хозяйства. Садоводство и виноградарство было развито в низменной части северо - табасаранского участка. Виноградники большей частью принадлежали частным владельцам. Так, братья Тумановы имели 158 дес. виноградников около Мамед-калы, прапорщик Мамирза-бек владел виноградниками в количестве 20 дес., а генерал – адъютант Воронцев-Дашков в Геджухе имел 108 дес. виноградников. Виноградники были и в Южно-Табасаранском наибстве.
В этот период в табасаранских аулах были развиты различные кустарные промыслы, которые за редким исключением не отрывались от сельского хозяйства – это ткани, ковры, орудия труда, предметы вооружения, гончарные изделия. Дальнейшее развитие получила торговля.
Местные богачи держали в своих руках большие земельные массивы, тогда как бедняки испытывали острое малоземелье и даже безземелье. В 1900г. у Магомед-Риза-бека Табасаранского было более 11 тыс. дес., Муртазали-бек Табасаранский владел 978 дес. земли, из них 800 дес.- пастбищных.
В Кайтаго-Табасаранский округ проник и иностранный капитал. На участках общей площадью более двух тысяч десятин здесь действовало «Англо-русское нефтяное общество», производившее разведку, бурение и добычу нефти

Из исторического прошлого  села Хучни 

 

 В селении. Хучни, правители

  • беки владели азербайджан­ским языком или были азер­байджанцами. Поэтому насе­ление старалось усвоить язык своих правителей, а также подражать мм

Следует подчеркнув что «а историческое прошлое в дальнейшее развитие сел. Хучни значительное влияние оказало не только географи­ческое положение, близость к Дербенту и приморской трас­се, но и то, чго территория, занимаемая тгим селением, находилась в водовороте раз- личных событии.

С XV в. сведшая о сез. Хучни в рукописях становят­ся частыми. В связи с пожа­ром, возникшем в 1451 г., автор местной хроники Рама­зан ал- Куштили упоминает о Хучни как о крупном населен­ном пункте.

Поданным Андуник нушша (1485г.J. правктеяъ Табаглра- на имел 70-тысячное вонеш, а согласно хронике «Джахан

  • намэ» в XVb. в Табасаране проживало 40 тыс.семейств. И центром этого крупного вла­дения оставался Хучни.

Как сообщают местные ав­торы (Рамазан ал-Купттили и др.), в XV7 — XVI вв. жители Хучни сражались с кызылба- шами.

Согласно имеющимся мате­риалам, в конце XVI в. про­исходит распад единого Таба­саранского владения — май- су мства. Тогда же маису мы вынуждены были покинуть Хучни и переселиться вДже- ра\. который становится ц ей - тром Ташсаршаюго маи£>1о- ства.

С этого времени Хучни ста­новится центром владения Табасаранского кадия.

Как выше отмечено, свое происхождение майсумы и кадии возводили к династии аббасидов. Сохранилась ру­копись на арабском языке, которую» 1964г. мне предста­вил житель сел. Хурик Таба­саранского района Мазаев Султан. С арабского на рус­ский текст перевел ученый - арабист MX Нурмагомедов (1909-1997).

В рукописи привозится спи­сок табасаранских правителей

  • майсумое и кадиев в числе их—правительницы Яра Жи- хан битса, дочь Газиханбег маъсум и Хадижат Султан бике, дочь Халифай бега. В связи с этим интересным представляется сообщение 1тф(1$шаш|топршвггел11шп1е каднйства Заза-бнке.

По шш ттформаторана старинном кладбище Хучни, одна из могил принадлежала Заза-бике, дочери Хамзат бека, которая являлась прави­тельницей Табасарана около сорока лет и в течение этого времени в Табасаране было настолько спокойно, что ник­то не запирал двери домов.

В этот период продолжался процесс, кшда жители табаса­ранских аулов, в том числе и Хучни, начали испытывать тюркское влияние. Оно про­тащило различными путями.

Табасаранские майсумы поддерживали связи с прави­телями Дагестана. Кубинским хансгвом и Россией. Вместе с тем они иногда и враждовали из-за влияния на соседние об­щества. Так, в местной хро­нике говорится «о сражении между амнрамн ап -Хушни и Кайдаком и амнрамн ал Джа- рак».

В XVII -XVIII вв. Хучни продолжает оставаться извес­тным политическим центром владения кадия Табасарана.

О сел. Хучни часто упоми­нают источники XVIII в. Они называют его городом. Когда русский император Петр Г со­вершил Каспийский (Персид­ский. Восютвый) пяад н при­был в Дербент в 1722с, кяему обратился табасаранский вла­детель Рустам кадий, который писал о разрушении столицы Хучни неугодными правителя­ми за то, что он не выступил против России. В своей ответ­ной грамоте Петр 1 на письмо Рустам кадия заверил табаса­ранского правителя о том, что Хучни бчдет восстановлен. для чет буяег присяги инженер.

Жители сел. Хучни оказыва­ли сопротивление многочис­ленным завоевателям. Упор­ной была их борьба против иранских завоевателей в 30-40 годы XVIII в. Хучнинцы сло­жили множество легенд и пре­дании, связанных с борьбой против полчищ персов. Их много. Одно из этих преданий- это легенда о семи братьях и сестре в разных вариантах.

Основными видами занятий жителей сел .Хучни являлись земледелие и скотоводство. Особое значение в хозяйстве жителей занимало земледелие, которым житехн c-Хучни зани­мались щзшш нншеншвно. По данным переписи 1886 г., в среднем на крестьянское хо­зяйство приходилось пахотной земли и покоса вместе в селе­нии 4,1 десятины, жители села создали сложную систему земледелия, селекцию семян, севооборота.

У хучнннцев было много обычаев и праздников, непос­редственно связанных с древ­ним земледелшеским культом. Эго широко распространенный праздник, связанный с весен­ней пахотой или выходом плу­га в поле. Об этом свидетель­ствуют и различные обряды. При засухе, с целью вызыва­ния доадя, у хучгадацев совер­шался обряд, суть которого состоялась в хождении всех жителей на святые места с молитвами, вызывая дождь. Шествие возглавляли почет­ные старики

Основными сельскохозяй­ственными культурами жите­лей села являлись пшеница, ячмень, полба, просо, коноп­ля и др. Жителям сел .Хучни были известны двухпольная и трехполытая система севообо­рота. Создавали оросительные системы, применяли удобрения

  • навоз, золу.

Для обработки полей упот­ребляли деревянную соху с железным лемехом, называе­мую хыш (плуг). Подобное пахотное орудие было распро­странено и у остальных дагес­танских и кавказских народов.

Успешное возделывание раз­личных культур значительным образом было связано с при- менатем яогуестдашж'о оро­шения. Хлеб с полей убирали серпами, молотили специаль­ными досками. Зерно молоти­ли на ручных и водяных мель­ницах. На ручных мельницах перемалывались пшеница, полба, кукуруза и ячмень на крупу. Ручные мельницы со­стояли из двух средней: велн- чины жернеяюв В крупом от­верстии ниазюгожершш ук­реплялась крепкая ось. На эту ось надевался верхний жер­нов. С края делалось ещё одно отверстие, в которое вставля­лась деревянная ручка, слу­жившая для движения верхне­го жернова, н зерно перема­лывалось

Другим основным занятием жителей сел. Хучни являлось скотоводство. Как и во мно­гих табасаранских селениях, здесь издавна разводили круп­ный и мелкий рогатый скот.

Жители села занимались и садоводством.

Важное значение в хозяй­стве хучнннщгв имело произ­водство кустарных изделий. Местные кустари в основном снабжали жителей села почти всем необходимым - орудия­ми груда, одеждой, обувью, предметами домашнего обихо­да. Женщины изготовляли сук­но, шерстяную обувь, ковры, сумахи, паласьь

Ковровщицы сами изготов­ляли пряжу, растительные краски. Жители Хучни разво­дили красную краску - хун- буягь. Развитию ковроделия и прочих промыслов по обра­ботке шереги способствовало овцеводство* которое давало шерсть.

Несмотря на различные за­нятия, шшошжшетнеет. Хуч­ни нуждались в дополнитель­ных источниках существова­ния. Таким источником явля­лось отходничество.

Недостаток в одних предме­тах и продуктах, избыток в других заставляя жителей се- л .Хучни поддерживать торго­во-экономические связи не только с населением соседних аулов, но и со многими торго­во-ремесленными центрами Дагестана и Азербайджана. Особая роль в этом отноше­нии прина длежала г. Дербент. Из сел. Хучни дороги вели в Дербент, Маджалис, Касум- кент, а также в г. Куба (Азер­байджан).

Предметами вывоза служи­ли ковры, продукты, фрукты, орехи, шерстяные носки, крас­ки, ввозили предметы украше­ния, металлические изделия, домашнюю утварь, огне­стрельное оружие. Внешний и внутренний обмен развивался в рамках натурального хозяй­ства.

В XVII - первлол.Х1Х в. Хучни продолжает оставаться центром владения кадия Таба- сарана. «Беки Северного Та­басарана, —говорится в доку­менте. -вели свой род от пер­вого кадия, имени которого не помнят». Власть мола наслед­ственной. Однако, для вступ­ления в управление требова­лось согласие подвластного населения. При избрании ка­дия представители узаенских и раятских селении собира­лись на сход на площадке Херба-Куран и там старший из известного селения Хурнк на­девал на избранного кадия свою старую папаху, а папаху кадия брал себе.

В XVIII в. в Табасаранском кадийстве усиливаются сепа­ратистские тенденции. Кадий- ство распадается на самосто­ятельные владения -бекства. Во второй половине XVIII в. правителем Хучни в Цуртнля был Феталн бек.

Зависимое сословие состав­ляли раятьт. Они не имели пра­ва собственности на землю, которую обрабатывали, могли продавать ее своим односел ь­чанам. Без согласия кадия ра- яты не имели права пересе­литься в другое селеяне.

Бек взыскивал сроят за пре­ступления и проступки штра­фы в свою пользу, изгонял из селения. Как отмечается в ар­хивном документе, «в селении Хушни со времен майсумов и первых кадиев нет вовсе хлеб­ной повинности. Взамен этого в прежнее время жители со­держали зшрштельное число приезжавших гостей к маяеу- мам в это селение. Кроме того, раяты с.Хушни давали беку холст, выделанный из коноп­ли своего посева».

Раяты с ел. Хучни платили также подати и отбывали по­винности кадию, бекам в сле­дующем размере: с каждого дыма по два барана в год: од­ного осенью, другого весной; от одной до трёх саб орехов, от одной до восьми саб фрук­тов; давали кур и яйца неопре­деленно, по мере надобности и гд. Кроме того, раяты вно­сили штрафы за преступления. Раяты один деньжата ячмень, один день косили сено, а дру­гой - собирали дрова, возили по мере надобности, по оче­реди пшеницу для перемола на мельницу, зимой содержали по одной бекской скотине, от­бывали конную службу, паха­ли бекскую землю и т.д.

По адатам ни один из рая- тов не имел права отказаться от указанных податей н повин­ностей. Раяты жили в тяжелых социально-экономических ус­ловиях и неоднократно жало­вались на беков. В архиве со­держится прошение жителей сел. Хучни, в котором гово­рится, чтобы не погибнуть с голоду и расплатиться с работ­никами по обору хлеба, жите­ли сел .Хучни вынуждены были распродавать за бесце­нок всю необходимую домаш­нюю утварь и даже недвижи­мость. Тяжелое положение заставляло жителей сел. Хуч­ни бороться против кадия, бе­ков. По преданиям старожи­лов, приблизительно в конце XVII -начале XVIII в. раяты сел. Хучни восстала? против произвола кадия. За это раяты были очень сурово наказаны: двое были убиты, несколько человек с семьями изгнаны из села,

С целью выяснения соци­альных отношений хучнинеко- го общества следует остано­виться на вопросе о земель­ных отношениях. В сед. Хуч­ни издавна существовало не­сколько форм собственности на землю: частная, тухумная, общинная и мечетская. По пре­даниям, пахотная земля очень рано перешла в частную соб­ственность. Эта земля снача­ла перешла в собственность

отдельных тухумов. После дробления последних на от­дельные индивидуальные се­мьи между ними дробились и тухумные земли на отдельные участки. По мере этой эволю­ции изменилась и семейная община, которая в свою оче­редь содействовала дальней­шей эишюинн сельской об­щины —джамаата. Внутри джа- маата происходила борьба, которая выражалась в ссоре между отдельными тухумами из-за влияния на джамаат, из- за пахотных и прочих земель.

Частная земля - это участ­ки раят и беков. Земля, нахо­дившаяся в частном пользова­нии, называлась мюльком. Последний всегда находился в потомственном владении раят По правилам шариата, мюль- ки наследовали раяты. Они имели право продавать мюль- ки раяту того же бека, у кото­рого сами были в зависимос­ти.

В пользовании хучнинских беков состояли мюльки на­следственные от предков, при­обретенные от раят, оставши­еся от выселившихся в дру­гие земли, а также ятаги.

Форма тухумной земельной собственности в сел. Хучни включала в себя пахотные и покосные участки. Она высту­пала как промежуточная сту­пень между общинной и част­ной собственностью на землю.

Общинную (джамаатскую) собственность хучниицев со­ставляли пастбища, выгоны, леса. Леса находились в со­вместном пользовании об­ществ нескольких селений или каждого отдельного, и есте­ственные границы таких лес­ных участков были известны. Наконец, четвертую категорию образовали мечетские земли, называемые вакуфными. Ва- куф возник в первый период образования арабского хали­фата. Затем в средние века он получил шнротое распростра­нение во всех мусульманских странах и являлся экономи­ческой основой огромного влияния мусульманского ду­ховенства. Вакф состоял из не­движимого, движимого и ос­вобожденного от налогов иму­щества. Доход с вакуфных земель шел на содержание религиозных учреждений.

Вакфы были двух видов. Основной, когда жертвователь полностью терял право на об­ращенное в вакф имущество, и обычный, когда условленная часть дохода с вакфа оставля­лась в наследственное пользо­вание жертвователя я его по­томков. Управление вакфа осуществляли особые лица, следившие за сбором дохода и его распределением.

В хучнинском джамаате имелись и различные соци­альные категории: раяты, ауль­ская администрация, беки, ре­лигиозные служители.

 

ГАСАНОВ Магомед Раджабович, академик Международ­ной академии Наук высшей школы, профессор.